Шмакова Ольга Владимировна - Волгоградская консерватория им. П.А. Серебрякова

Перейти к контенту

Главное меню:

Шмакова Ольга Владимировна

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ > Образование > ПЦК > Теория музыки > Преподавательский состав

Почётный работник высшего профессионального образования РФ.
Лауреат всероссийского и международных конкурсов (Сочи
2011, 2017; Ханты-Мансийск 2013, Вологда -2013);  дипломант всероссийского конкурса (Петрозаводск 2016).

Учёная степень: кандидат искусствоведения.
Тема кандидатской диссертации
«Финал в симфонических циклах Б. Бартока, А. Онеггера, П. Хиндемита (1930-1950-е годы);   науч. рук. докт. иск.-я, проф. Л.П. Казанцева.

Образование:
Новосибирская государственная консерватория им. М.И.Глинки по специальности «Музыковедение», класс доцента Калужского В.М. (1987).

Послевузовское образование:
Аспирантура Астраханской государственной консерватории (2007).

Квалификация:
музыковед, преподаватель.

Учёное звание:
доцент.

Должность: профессор.

Преподаваемые дисциплины:


Факультет ВПО :
специальный класс, основы музыкально-научного исследования, история музыки (зарубежная, отечественная), гармония ХХ века, полифония, музыкально-теоретические системы, основы редактирования научного текста, музыкально-издательское дело, теория музыкального содержания, музыкальная форма, преддипломная практика.

Факультет СПО музыкальная литература, анализ музыкальных произведений, основы музыкальной критики, изучение музыковедческой литературы, основы литературного и музыкального редактирования,  музыкальная теле и радиожурналистика , преддипломная практика.

Достижения студентов:
Научный руководитель дипломных работ и дипломных рефератов по специальности «Музыковедение» и «Теория музыки». Положения работ -музыковедов и студентов исполнительских специальностей - апробированы на студенческих конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Тамбове, Саратове, Астрахани, Волгограде и нашли отражение в публикациях (более 30).

Научный руководитель научных студенческих работ, получивших звание лауреата  Всероссийского конкурса среди творческой молодёжи «Национальное достояние России», организованного администрацией президента России в номинации «Музыковедение» (Москва: Ю. Куранова -2010, О. Забелинская - 2011).


Руководитель творческих и научных студенческих работ, получивших звание:

лауреата III степени I Всероссийского открытого конкурса композиторов в рамках международного фестиваля PIANO DUO XIV - творческий коллектив в составе Н. Мелихов, А. Вереницын, А. Косминский (Петрозаводск, 2016);

дипломанта этого же конкурса - Есфирь Матвейчук (Петрозаводск, 2016);

лауреата в номинации «За лучшую студенческую научную работу» в VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016» по направлению «Искусствоведение», секция «Музыкальное содержание: вопросы научно-творческой интерпретации - Трегубова А. (Москва, РАЕ, 2016).

лауреата в номинации «За лучшую научную студенческую работу» VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016» по направлению «Искусствоведение», секция «Музыкальное содержание: вопросы научно-творческой интерпретации - Матвейчук Е. (Москва, РАЕ, 2016).


лауреата I степени Всероссийского конкурса в рамках интернет-конференции в номинации «Презентация» - Дарья Малкова (Волжский Самарской области, 2017).

Руководство Научным студенческим обществом консерватории (с 2002 по 2014 гг.). Организатор более 50 заседаний Научного студенческого общества при участии студентов других вузов Волгограда (ВГПУ, ВГАС, ВолГУ, ВГМУ) и студентов зарубежных стран
США, Франции, Германии, Индии.

Подготовка выступлений студентов на заседаниях НСО и научных конференций, в том числе:
Грани жизни и творчества Я.В. Флиера  (15 ноября 2012);
Обзор научной литературы о творчестве Р. Щедрина  (к 80-летию со дня рождения) (14 декабря 2012);
Теория ритма В.Н. Холоповой, Теоретические труды В.Н. Холоповой (2013),  
Понятие программной музыки, виды и функции программности (2014),
Этюд как музыкальный жанр, “Вечное движение” и вокализ
виды этюдной техники (2014),
О трактовке библейского сюжета в «Четырёх рождественских мотетах» Ф. Пуленка (2015), .
О сонатности в «Осенней сонате» И. Бергмана (2016),
«Млада» Н.А. Римского Корсакова в отражении монографической литературы (2017),
«Становление шансона в средневековой Франции (2018 г.).
«Г.В. Свиридов о современниках (на материале книги «Музыка как судьба») (2018),
Мифопоэтика оперы «Соловей» И. Стравинского (2018)   и др.

Организатор Олимпиады по музыкальной литературе студентов старших курсов исполнительских специальностей (совместно с Китаевой Е.О., Гольберг И.В.) (2010, 2012, 2017, 2018).

Регулярно проводит открытые уроки, в том числе «Жанровый синтез в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского» (2011), «Симфонии Р. Шумана в отражении публицистики XIX века» (2012) ,  «Концепция симинорной сонаты Ф. Листа в контексте творчества композитора» (2013),  «Бах навсегда!» (2014),  «Современная духовная музыка в отражении православных сайтов» (2015), «Жанровые признаки мюзикла» (2015).

Лектор курсов повышения квалификации факультета дополнительного образования Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова: «Типы музыкальной образности в камерно-вокальной и оперной музыке» (2013);  «Неоклассические оперы И. Стравинского» (2014, 2015), «Пути развития камерно-инструментальной музыки в России в п.п. ХХ века» (2014), «Авангард в поисках новых звуковых реалий» (2014), «Фортепианное творчество Ф. Шопена» (2016), «Импрессионизм как идейно-художественное направление в музыке ХХ века» (2017), «Идейно-художественные искания С. Прокофьева» (2017), «Эволюция симфонического творчества Д. Шостаковича» (2017),
«Сталинградская битва» А. Хачатуряна в контексте времени» (2018), « Музыка ХХ века о войне» (2018)    и др.

Научные и научно-методические достижения:
Член региональной Проблемной научной лаборатории по музыкальному содержанию (руководитель
Л.П. Казанцева, с 2007 г.).
Член всероссийского координационного центра по вопросам теории музыкального содержания на базе МГК им. П.И. Чайковского (руководитель - В.Н. Холопова, с 2011 г.).
Член Всероссийского общества теории музыки (с 2012 г.).

Автор монографии «Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930
1950 годы)», за которую в 2011 году присвоено звание лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, организованного Фондом развития отечественного образования по направлению «Гуманитарные и общественные науки».

Автор монографического сборника «Исследования зарубежной и отечественной музыки» (2013).Автор учебно-методических пособий, в том числе «Из истории отечественной музыки ХХ века: симфонические циклы от Танеева до Шостаковича» (2009);  «Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История музыки»» (2012, в соавторстве с В. Гавриловой, А. Королевой, Е. Китаевой); «История зарубежной музыки» (2015, в соавторстве с А. Королевой); а также «Неоклассический театр И.Ф. Стравинского», которому присвоен Гриф УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области музыкального искусства по специальности «Музыковедение» (2011).

Соавтор монографии «Вестсайдская история» Л. Бернстайна в истории бродвейского мюзикла» (совместно с Мироновой К.), за которую в 2017 году присвоено звание лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, организованного Фондом развития отечественного образования по направлению «Гуманитарные и общественные науки».

Участник международных и всероссийских научных конференций (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Майкоп, Тамбов, Ивановка, Саратов, Ростов-на-Дону, Астрахань, Пермь, Челябинск, Волгоград).Автор отзывов на авторефераты диссертаций, представленных к соисканию учёной степени кандидата искусствоведения и доктора искусствоведения.

Автор  проекта «Открытый научный лекторий»: «О духовном в искусстве» (2009), «Вечные темы в искусстве» (2010), «Панорама отечественной музыки рубежа XX
XXI веков» (2011), «Дягилев в истории искусств» (2012), «Пути развития оперной драматургии XIX века: Даргомыжский, Вагнер, Верди» (2013).

Лектор общегородских мероприятий, международных проектов, в том числе «Фауст-проект «История вечного поиска
цена и ценность познания» (интеллектуальное шоу) совместно с «Агенством культурных инициатив» в год культуры Германии в России (2013).  

Автор проекта «Композиторы Поволжья» (2010-2018).
Музыкальный консультант художественных выставок и автор проекта «Музыка картины
картина музыки» в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. Машкова (2010-2018).

Член редакционных коллегий множества (более 40) научных и научно-методических изданий Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова, в том числе международного и всероссийского уровней. Автор юбилейного буклета «Л.П. Казанцева» (2013). Представляет публицистический материал  на вузовский сайт. В течение 2014-2015 гг. руководитель официального сайта Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова . Научная и творческая деятельность Шмаковой освещается в средствах массовой информации: «Музыкальное обозрение» (Москва), «Российский музыкант» (Москва), «Камертон» (Астрахань), на сайте lt http://www.muzsoderjanie.ru/home.html.

Публикации:


СПИСОК опубликованных учебных изданий и научных трудов Шмаковой Ольги Владимировны
Еще публикации


Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК
Шмакова О. «Мотив крика» в интонационно-лексическом спектре симфонических финалов Онеггера, Бартока и Хиндемита // Музыковедение, 2007. № 4. С. 10
14.

Шмакова О.В. О художественной концепции финала в симфоническом цикле // Социально-гуманитарные знания. 2007.  № 7. С. 197-199.Шмакова О. О кульминирующей функции финала в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради.
СПб: ООО «Книжный дом», 2008.  № 25 (58). С. 328331.

Шмакова О. Симфонический финал в ряду «жанров-окончаний» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб: ООО «Книжный дом», 2008. № 26 (60). С. 312
315.

Шмакова О. Финалы-апофеозы и финалы-трагедии в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита: к вопросу о смысловых ракурсах кульминации // Культурная жизнь Юга России.
Краснодар: Изд-во Краснодарского университета культуры и искусства, 2008. № 2. С. 1216.

Шмакова О. Образная сфера Трагедии в симфонических финалах Бартока, Онеггера, Хиндемита (1930-1950) // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2008, № 1(2). С. 57-63.Шмакова О. Художественно-образная система в «Музыке для струнных, ударных и челесты» Бартока: к вопросу о кульминирующей функции финала // Музыковедение, 2009. № 3. С. 2-5.

Шмакова О.  Финал в симфоническом цикле // Проблемы музыкальной науки; Гл. ред. Л.Н. Шаймухаметова. Уфа, 2009 / 1 (4). C. 121-124.

Шмакова О. Кульминирующая функция финала в симфоническом цикле (на примере драматических симфоний А. Онеггера) // Проблемы музыкальной науки.  Уфа. 2012. № 2 (11). С. 268-273.Шмакова О. Людмила Павловна Казанцева // Проблемы музыкальной науки.  Уфа. 2012. № 2 (11). С. 62-67.Шмакова О.В. «…Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять…» (интервью с Л.П. Казанцевой) // Проблемы музыкальной науки.  Уфа. 2012. № 2 (11). С. 68-71.


Шмакова О. О движении в симфоническом цикле // Проблемы музыкальной науки. Уфа. 2015. Вып. 2 (19). С. 100-105.

Публикация 1
Публикация 2 Публикация 3 Публикация 4


Статьи в международных изданиях
:

Шмакова О.В. О романтическом в финале симфонии «Художник Матис» П. Хиндемита //
Materiały X Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Kluczowe aspekty naukowej działalności - 2014» Volume 13. Filologiczne nauki. Muzyka i życie.: Przemyśl. Nauka i studia. Pols ka. Str.78-82.

Shmakova O.V. Content of the symphonic final to the problem in musicology // Science and world, 2015. Vol. II. № 2 (18). S. 158-160.

Грамоты / Благодарности
Грамота Комитета по образованию Администрации Волгоградской области.

Грамота Комитета по культуре Администрации Волгоградской области.

Грамота городской думы г. Волгограда.


 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню